В работе с подростками себя хорошо зарекомендовала психотерапия по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления. Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями, тревожностью, агрессией. В качестве основных мотивов для подростков символдрама предлагает следующие: - Луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; - Подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; - Следование вдоль ручья вверх или вниз по течению; - Обследование дома; - Встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.); - Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса; - Лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься; - Пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также следующие дополнительные мотивы: - наблюдение и установление контакта с семьей животных – с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; - получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить; - представление себя на 10 лет старше; - комната моей мечты; - собственная машина; - мотоцикл. В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы: - представление реальной ситуации в школе или дома; - воспоминания из прошлого опыта; - представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта; - интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела); - представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки. Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Таким образом, символдрама подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии: Символдрама позволяет подростку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому подросток может быть еще не готов. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходекоррекции.
Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.
|