Главная » Статьи » Мои статьи

Символдрама детей и подростков.

     В работе с подростками себя хорошо зарекомендовала психотерапия по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
     Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями, тревожностью, агрессией.
     В качестве основных мотивов для подростков символдрама предлагает следующие:
- Луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
- Подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
- Следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
- Обследование дома;
- Встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
- Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
- Лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
- Пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
     Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также следующие дополнительные мотивы:
- наблюдение и установление контакта с семьей животных – с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
- получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
- представление себя на 10 лет старше;
- комната моей мечты;
- собственная машина;
- мотоцикл.
     В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:
- представление реальной ситуации в школе или дома;
- воспоминания из прошлого опыта;
- представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;
- интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);
- представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки.
     Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой.
     Таким образом, символдрама подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:
     Символдрама позволяет подростку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому подросток может быть еще не готов.
     Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходекоррекции.

     Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
     Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Категория: Мои статьи | Добавил: psiholog (26.04.2012)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: