1. Начало заболевания.
Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского
сада (3года), а первое ухудшение - к началу обучения в школе. Подобная
закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы
ребёнка, старадающим этим заболеванием, справляться с новыми
требованиями, предъявляемыми ему в условиях увелечения психических и
физических нагрузок.Максимальная выраженность проявлений синдрома
совпадает с критическими периодами становления центральной нервной
системы у детей. 3 года - начало активного развития внимания, памяти и
речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не
только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к
отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет - критический
не только для становления письменной речи, но также произвольного
поведения и других функций высшей нервной деятельности.
Поэтому, если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита
внимания преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность,
моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм,
импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности
обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы
заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения:
правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения,
социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать
причиной неудач и во взрослой жизни. 2. Клинические признаки заболевания.
Основным симптомом является признак "нарушения внимания": ребёнок не
может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на
каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на
другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув
результатов. Ребёнок не только
не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её
выполнении , в частности это касается школьных заданий. На уроке он не
может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию
учителя. На уроке эти дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или
зрительные раздражители, которых другие ученики не замечают.
Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими
предметами. У детей отмечается
нарушение памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная
утомляемость. Эти отклонения проявляются прежде всего на занятиях в
школе. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности
выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости
нервной системы. Продуктивность работы
детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания:
концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём - у них
ниже нормы. Объём оперативной памяти и мышелния снижен, ребёнок может
удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации,
большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая,
так как временные связи обдразуются с трудом. Характерная черта
умственной деятельности детей с синдромом гиперактивности - цикличность.
Время, в течении которого они могут продуктивно работать, не превышает
5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умсвенной
активностью. Проблемы с
вниманием в 8 из 10 случаев сопровождаются повышенной двигательной
активностью. Этот симптом определяется как повышенная реактивность или
двигательная расторможенность, т.е. активность, понимаемая как
самостоятельная направляемая деятельность, у этих детей развита слабо. Деятельность
гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от
ситуации - они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствии общего
утомления "сверхактивность" выражается в истериках, беспричинных
приступах раздражения, плаксивости. Такому ребёнку трудно
самоорганизоваться. Для детей с синдромом характерная частая смена настроения. они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи. Недостаточная
сформированность чувства ответственности и навыков работы в коллективе,
неспособность организовывать собственную деятельность, социальная
незрелость и отсутствие ряда других умений вместе с учёбными трудностями
часто способствуют возникновению у таких детей школьной дезадаптации.
Кроме нарушения внимания, повышенной двигательной активности и
импульсивности для детей с синдромом характерны чрезмерная болтливость,
раздражительность, инфантильное поведение, излишняя капризность, отказы
что-либо делать, которые ничем не мотивируются, агрессивность и другие
отклонения поведения. По выраженности симптомов врачи классифицируют заболевание на три группы: легкую, среднюю и тяжёлую. 3. Диагностические критерии заболевания. I. Нарушения внимания. 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома. 9. Забывчив. II. Гиперактивность/ импульсивность. 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается. 4. Не может тихо, спокойно играть или занимать чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив. Импульсивность. 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.
|